26.07.2018

Проверки зданий на соблюдение прав инвалидов

Проверки зданий на соблюдение прав инвалидов

    Все больше набирают обороты административные и прокурорские проверки объектов недвижимости (торговых, медицинских, спортивных и офисных центров, нотариальных контор, и других) о соблюдении законодательства о правах инвалидов. По результатам проверок зачастую компании и их руководители привлекаются к ответственности. Штрафы составляют до 50 000 рублей (ст. 5.43, 9.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ). Разберемся, что влияет на привлечение к ответственности. Читать далее >>


        В настоящее время действует закон N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статья 15 которого содержит требования к обеспечению доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств. Среди таких средств пандусы, поручни, парковки, таблички со шрифтом Брайля, и другое.

       Обсудим объекты социальной инфраструктуры. Собственники зданий, как правило, исходят из положений закона (п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов") о том, что требования ч. 1 ст. 15 ФЗ № 181-ФЗ применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

      То есть, казалось бы, если здание построено и введено в эксплуатацию ранее 1 июля 2016г., то эти требования на него не распространяются и ответственность не последует. Однако суды придерживаются иной позиции.

        При этом суды опираются на часть 4 той же статьи 15 закона № 181-ФЗ, где сказано, что если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

         Это означает, что объекты социальной инфраструктуры, введенные в эксплуатацию ранее 1 июля 2016г. также должны приспосабливаться с учетом потребностей инвалидов. Причем из прямого толкования закона вытекает, что такая обязанность лежит на собственнике объекта недвижимости. В случае невозможности полностью приспособить объект (такую техническую невозможность суды требуют подтвердить соответствующим экспертным заключением), необходимо частично приспособить его с учетом мероприятий, согласованных, например, с местным отделением Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых. Доказательством в суде могут служить письма этих организаций о таких согласованиях.

       Иногда при привлечении к ответственности возникает вопрос – кто должен отвечать за соблюдение законодательства в этой части: собственник здания или арендаторы. На практике к ответственности привлекаются и те, и другие. Решение этого вопроса судами ставится в зависимость от изначального назначения здания, помещения,  от того, кто ведет в здании, помещении деятельность, в результате которой объект начинает обладать статусом объекта социальной инфраструктуры, а также от условий договора аренды.

        Например, спортивный объект изначально является объектом социальной инфраструктуры (п. 1 ст. 37 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"), в таком случае, предположительно, штраф будет взыскан с собственника здания. Если уставной деятельностью собственника является лишь сдача объектов недвижимости в аренду, само здание не обладает характерными очевидными признаками объекта социальной инфраструктуры, а статус такового возникает из вида деятельности, которую в здании или помещении в нем ведет арендатор (например, офис банка для обслуживания физических лиц), то ответственность может лечь на арендатора, так как выбор помещения для размещения своей социально значимой услуги лежит на нем. Также большое влияние на решение вопроса об ответственном лице может оказать договор аренды, в котором могут быть предусмотрены обязанности арендатора или арендодателя по соблюдению требований закона в части обеспечения доступности места оказания услуги для инвалидов, или конкретные действия в виде обязанности по оборудованию объекта пандусом, дублирующей табличкой с шрифтом Брайля и т.п.

       Итак, в настоящее время не только при строительстве и реконструкции объектов недвижимости, но и при ведении собственной деятельности, а также при сдаче или снятии недвижимости в аренду необходимо уделять значение вопросу о мероприятиях, направленных на соблюдение законодательства о социальной защите инвалидов, о закреплении обязанностей и ответственности об оборудовании объекта, обеспечении его необходимыми устройствами.

       Для получения консультации, помощи при проведении проверки или для защиты в суде, составления договора аренды, обратитесь по телефонам или электронной почте, указанных на странице сайта Контакты или «задайте вопрос» на Главной странице.

      Другую важную информацию Вы можете найти на странице сайта Новости.